Куляпин Александр СергеевичКуляпин Александр Сергеевич12 ноября в 12 часов на базе пермского клуба зимнего плавания «Тонус» на реке Каме состоится праздничный заплыв спортсменов, посвящённый 100-летию газеты «Звезда».

«Дружба с ледяной водой поможет дожить до ста лет каждому участнику заплыва, — убеждён главный судья соревнований Александр Куляпин. — Так же как профессионализм сотрудников редакции и верность традициям помогли «Звезде» дожить до своего векового юбилея».

Александр Куляпин — уникальный в своём роде человек, который совмещает в себе несколько ипостасей: и педагога, и человека философского склада ума, и спортсмена. В качестве моржа он не просто купается в ледяной воде, но и совершает марафонские заплывы. А работает Александр Сергеевич в школе учителем мировой художественной культуры.

— Давно вы плаваете в ледяной воде?

— Уже 15 лет. А закалялся всегда. Как-то встретился с человеком, который возглавлял клуб моржей. Мы разговорились. Я рассказал, что бегаю по снегу. «А можешь в холодную реку зайти?» Я зашёл в воду, проплыл двадцать пять метров. «Всё, — говорит, — поехали на соревнование». И поехали. И пошло-поехало. Без соревнований уже не уютно. 

Я вообще-то марафонец. Первый мой марафон — в честь 100-летия подводного флота: 100 километров, передавая эстафету, плыли в ледяной воде.

— Вы там поставили несколько рекордов?

— Два: самое длинное расстояние (7000 метров) и самое долгое нахождение в воде (3 часа 40 минут). Вот мы, например, плыли через Байкал по 10 минут. Когда мы через Берингов пролив собирались плыть, встал вопрос: по сколько будем плыть? Я говорю, что, как показала практика на Байкале, по 10 минут хватит, быстрее восстанавливаешься… Для меня марафон всегда испытание, а испытание не только приносит прилив свежих сил, но и восстанавливает тебя.

Заплыв в Беринговом проливе считаю самым большим своим достижением. Это была эпопея! На межконтинентальный заплыв люди приехали отовсюду. И волна там была, и температура воды — со всем нужно было побороться.

— А самый тяжелый или памятный заплыв?

— На Телецком озере. Семь километров, но водичка прохладная. Есть правило: всегда нужно плыть не останавливаясь, равномерно. А тут только метров 200 не одолел, и ко мне подплывает лодка. «Саш, как ты?» — спрашивают. Я остановился, и это была ошибка. Дальше плыву, но тут мышца дернулась, и я почувствовал слабость. Не стал рисковать. Прервал заплыв. Обидно, конечно…

— Вот хочет человек плавать в ледяной воде — с чего ему начать?

— Есть две методики. Либо вы с лета с понижением температуры начинаете постепенно проводить регулярные воздушные и водные процедуры. Либо — экстремальный вариант — в любое время, даже осенью, раздеваетесь и заходите в воду, обязательно два раза. Почему два? Потому что в первый раз сосуды сжимаются, а во второй — расширяются. Нужно преодолеть себя и зайти во второй раз. И тогда вы почувствуете эту энергетику, адреналин.

— Моржевание — это тоже своего рода культура?

— Конечно. Это и культура, и воспитание, и всё что хочешь. Опора русского человека — традиция.

Когда приезжаешь в Китай, то видишь, что там люди массово закаляются. Китайцы знают, что лучше закаляться, чем потом от простуды лечиться за большие деньги. Их философия им в этом помогает. А они традиции чтут беспрекословно!

Но у нас свои традиции. Омовения, крещения и другие ритуалы — они ведь связаны с водой. Россия — родина закаливания и борьбы с холодом. Откуда у наших предков столько силищи, что ловили мамонтов, дрались на мечах и копьях? А сила бралась из природы, отовсюду. Мылись в родниках да речках. Баню только потом изобрели. Да и то после парилки обязательно в снег прыгали.
Вот на Крещение многие окунаются. Правда, люди думают, что один раз окунутся в ледяную воду — и она на весь год здоровье подарит. Но это не так.

Кстати, моржи вообще люди разные. Разных социальных слоев, интересов, профессий. У нас как в бане — все равны!

— По-вашему, моржевание — это ещё один способ достигнуть состояния счастья?

— Ну конечно!

— Помогает держать себя в боевом состоянии?

— Ничем медицинским я практически не пользуюсь. Регулирую только давление, и то гипотензивными средствами. Ничем резким, чтобы сбить, а просто для профилактики. Работа-то нервная. Получается, что тонус спасает, даёт постоянный прилив свежих сил, радости. Пос-ле работы чувствую себя хорошо. Бодрость я чувствую до вечера.

Еще неделю назад ходил по даче без носков, в одних тапках. Ноги обогреваются естественным приливом крови, расширением сосудов. Вот и не болею! А другие укутываются, потеют и всё равно заболевают.

Так и вся Россия: одни кутаются, а другие, наоборот, в лес идут в одной рубашке…

Источник: Пермская краевая газета "Звезда"

{jcomments on}